Проект «Вернадский»
Дата /
Проект «Вернадский» назван в честь известного
советского учёного-естествоиспытателя,
мыслителя и общественного деятеля
Владимира Ивановича Вернадского
(1863–1945 гг.)
Владимир Иванович Вернадский – выпускник естественного отделения физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета.
В 1885 году В.И. Вернадскому была присвоена степень кандидата естественных наук за исследование физических свойств изоморфных смесей.
С 1886 по 1888 год В.И. Вернадский был хранителем минералогического музея Петербургского университета.
Осенью 1890 года поступил на работу в Императорский Московский университет в качестве приват-доцента кафедры кристаллографии и минералогии.
В 1891 году в Петербургском университете В.И. Вернадский защитил диссертацию на звание магистра минералогии и геогнозии на тему «О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах».
В 1897 году Вернадский защитил докторскую диссертацию на тему: «Явления скольжения кристаллического вещества».
В 1898 году он получает звание экстраординарного, а в 1902 году — ординарного профессора Императорского Московского университета.
В Московском университете он работал до 1911 года. За двадцатилетний период работы в университете он создал учебники по минералогии и кристаллографии, в корне перестроил преподавание этих дисциплин, упорядочил и развил одновременно минералогический музей университета. Вернадскому удалось создать сильную научную школу: под его руководством появилось 77 оригинальных научных исследований, а ученики Вернадского заняли флагманские позиции в русской минералогии.
В 1906 году В.И. Вернадский был избран адъюнктом Академии наук, а в 1909 году академиком. В 1912 году он получил звание ординарного академика Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
В 1920 году он стал ректором Таврического университета в Симферополе. В 1922 году Вернадский принял участие в создании Радиевого института, который возглавлял по 1939 год.
В.И. Вернадский был членом Французской и Чехословацкой Академий наук, состоял членом ряда научных заграничных обществ. Он являлся вице-президентом Международной комиссии по определению возраста Земли радиоактивными методами.
К 80-летнему юбилею, Вернадский был награжден Сталинской премией I степени «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники».
Владимир Иванович Вернадский написал сотни научных работ и воспитал целое поколение талантливых ученых. Он внес огромный вклад в минералогию, геологию, почвоведение, геохимию, стал основателем новой науки — биогеохимии. Особое место в наследии Вернадского занимает его научно-философское учение о биосфере и ноосфере, кратко сформулированное им следующим образом: «Мы живем в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом – и своим сознательным отношением к жизни – перерабатывает земную оболочку – геологическую область жизни – биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу. Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы. Биогеохимическая история химических элементов – планетное явление – резко меняется. На нашей планете создаются, например, в огромных массах новые свободные металлы и их сплавы, в ней никогда не существовавшие. Таковы, например, алюминий, магний, кальций. Резчайшим образом изменяется и нарушается растительная и животная жизнь. Создаются новые расы и виды. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы».
На XI Съезде Российского Союза ректоров (26 апреля 2018 года, г. Санкт-Петербург) Президент Российского Союза ректоров академик В.А. Садовничий предложил проект создания региональных научно-образовательных консорциумов «Вернадский», объединяющих ведущий университет, несколько региональных вузов и научно-исследовательских институтов и социально-ориентированный федеральный и региональный бизнес.
Эта инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и одобрена делегатами XI Съезда Российского Союза ректоров.
Цель программы «Вернадский» — формирование научно-образовательных консорциумов, интегрирующих возможности университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний региона в целях социально-экономического и инновационного развития регионов, эффективного использования передовых достижений образования, науки и технологий.
Ключевые направления
Фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах экономических потребностей регионов |
Подготовка кадров на базе научно-образовательных кластеров с участием регионального бизнеса и промышленности |
|
|
Рабочая встреча по организации поддержки молодежных научно-технических проектов |
Открытие дистанционных курсов повышения квалификации учителей химии Кемеровской области |
В настоящее время подписано 38 соглашений о создании научно-образовательных консорциумов «Вернадский».
За 2019 год были подписаны соглашения о создании одиннадцати консорциумов «Вернадский»: «Дальний Восток (Хабаровский край)»; «Западная Сибирь (Ханты-Мансийский автономный округ)»; «Ингушетия»; «Кабардино-Балкария»; «Кузбасс»; «Московская область»; «Поволжье (Татарстан)»; «Саров»; «Тамбовская область», «Удмуртия» и «Ульяновская область». Состав участников консорциумов определяется, исходя из приоритетных направлений развития региональной экономики и с учетом сложившихся научных школ региональных вузов.
В 2021 году создано восемь консорциумов «Вернадский»: Волгоградская область, Дагестан, Калужская область, Красноярский край, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Псковская область.
На стадии согласования находятся три консорциума «Вернадский»: Самарская область, Хакасия, Урал (Пермь).
В 2023 году созданы четыре консорциума "Вернадский": Адыгея, Северная Осетия–Алания, Мордовия, Алтай.
В 2024 году создан консорциум "Вернадский": Курская область.
За 2019–2020 год уже реализовано более 200 мероприятий на базе региональных вузов и научных институтов в партнерстве с ведущими российскими корпорациями (в том числе ПАО «Газпром» и ПАО «Роснефть»), направленных на повышение качества образовательного процесса на всех уровнях образования в регионах, повышение квалификации учителей, преподавателей СПО и вузов-участников консорциумов «Вернадский», развитие компетенций участников консорциумов в организации исследовательского процесса и международного научно-образовательного сотрудничества.
НОВОСТИ