Управление по работе с талантливой молодёжью

Выездное совещание вузов-организаторов Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

Выездное совещание вузов-организаторов Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

Дата /



Со 2 по 4 июня на площадке Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва прошло выездное совещание вузов-организаторов Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». В нем приняли участие делегации из 28 российских университетов. МГУ на совещании представляли ответственный за организацию и проведение олимпиады заместитель проректора М. Б. Копчиков и ответственный за медиасопровождение мероприятий олимпиады пресс-секретарь химического факультета С. В. Ивашко.

Совещание проходило в г. Самара в течение трех дней и включало проведение двух пленарных и двух секционных заседаний. Основная цель совещания - подвести итоги завершившегося четвертого сезона и с учетом опыта проведения заключительных этапов в период эпидемиологических ограничений выработать оптимальную модель их проведения в пятом юбилейном сезоне.

Пленарное заседание «Итоги IV сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал», пути развития в V сезоне» проводили ректор Самарского университета имени академика С.П. Королёва В.Д. Богатырев, заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» А.В. Агафонов и директор ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал» В.А. Касамара. В 2020–2021 году организаторами олимпиады выступили 28 российских вузов, которые организовали 72 конкурсных направления. К проведению олимпиады привлечены около 300 компаний-партнеров. Всего на участие в олимпиаде в 2020–2021 учебном году было подано 576 тысяч заявок. В 2020-2021 году звание «дипломанта» завоевал 3881 студент. В числе дипломантов 142 золотых, 186 серебряных и 232 бронзовых медалиста, 1205 победителей и 2116 призеров. Они представляют 348 вузов из 70 российских регионов.


МГУ в четвертом сезоне выступил организатором олимпиады по направлениям «Биология» и «Химия» (в заключительном этапе по этим направлениям участвовали 382 человека) и стал абсолютным лидером по количеству медалей в четвертом сезоне - на счету студентов МГУ 56 медалей, из них 10 золотых, 23 серебряных и 23 бронзовых (во втором и третьем сезоне студенты МГУ выигрывали медальный зачет (по числу золотых).

Вопросы организационного и методического сопровождения олимпиады, ее коммуникационная стратегия детально прорабатывались на отдельных секциях совещания.

МГУ представил результаты корреляционного анализа, проведенного на данных об организованных университетом этапах. Авторы показали, что наиболее правильной формой проведения заключительного этапа может стать модель «полуфинал - финал», особенно если оба проходят с прокторингом. Проведение финала является дополнительным подтверждением правильности подведения результатов по направлению и это повышает качество результатов олимпиады. Проведение финала в форме практического или экспериментального тура может позволить наиболее точно оценить профессиональные компетенции участников. Это особенно актуально в категории специалитет/магистратура. При высоких значениях корреляции результатов участников разных туров (полуфинал-финал), финал выступит подтверждением у участника высоких результатов предыдущего тура, а при низких значениях корреляции может позволить выявить участников с разными компетенциями. Например, по химии прослеживаются две группы: теоретики и экспериментаторы. Можно предположить, что подобная картина будет наблюдаться и по физике, транспорту, химической технологии, биотехнологии и др.

Представители МГУ показали, что проведение финала (суперфинала) в очном формате дает существенную мотивацию участникам для поступления именно в этот вуз. Задача суперфинала – выявить наиболее сильных участников олимпиады, т.е. определить медалистов и победителей из числа призеров. Формой проведения такого испытания может быть защита проекта на заданную тему или анализ экспериментальных (фактических) данных практически по любым направления проекта. Также для повышения заинтересованности участников олимпиады нужно привлекать к составлению заданий представителей компаний работодателей.

Участники совещания положительно отреагировали на предложения Московского университета в части совершенствования методической и организационной части олимпиады. Также позитивный отклик получил опыт МГУ по работе с PR-подразделением олимпиады по оповещению студентов о проекте «Я-профессионал» – число студентов МГУ в 4 сезоне выросло практически вдвое: с 434 до 756 человек.

По завершении совещания его участникам была предложена обзорная экскурсия по городу Самаре и посещение музея авиации и космонавтики имени С.П. Королева.