Управление по работе с талантливой молодёжью

Итоги Всероссийского студенческого круглого стола «Чуткий староста»

Итоги Всероссийского студенческого круглого стола «Чуткий староста»

Дата /


10 сентября в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в смешанном формате прошёл Всероссийский студенческий круглый стол «Чуткий староста», организованный Студенческим союзом МГУ и Всероссийским студенческим клубом «Вернадский» при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодёжи.

В мероприятии приняло участие более 300 студентов из более чем 40 университетов 30 регионов РФ и СНГ. Участниками стали не только старосты академических групп и курсов, а также активисты студенческих организаций и неравнодушные студенты, всерьёз обеспокоенные вопросом, как помочь одногруппнику, находящемуся в непростой жизненной ситуации.


В рамках круглого стола участники обсудили следующие вопросы:

  • Стресс-факторы в студенческой жизни; 

  • Признаки экстренного психологического состояния у студентов; 

  • Техника активного слушания: как помочь одногруппнику;

  • Какими качествами должен обладать староста и какие задачи выполнять;

  • Формальное и неформальное лидерство в академической группе.


С приветственным словом выступила председатель Студенческого союза МГУ Зимакова Екатерина, которая рассказала о проектах Всероссийского студенческого клуба «Вернадский», подчеркнув важность формирования сообщества старост на базе регионов научно-образовательных консорциумов «Вернадский».

Студентка 4 курса факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова отделения конфликтологии, учёный секретарь СНО МГУ Козлова Дарья представила результаты анкетирования участников мероприятия.

Канд.психол.н. Политова Светлана Павловна, учёный секретарь Московского института психоанализа выступила с докладом о роли старост в профилактике вовлечения студентов в деструктивные группы.





В рамках мероприятия Ковалева Екатерина, студентка 3 курса Высшей школы современных социальных наук МГУ, и Волков Николай, студент 3 курса физического факультета МГУ, рассказали о проекте «Star.100 – платформе лидерства и мастерства старост», развиваемой в рамках Всероссийского студенческого клуба «Вернадский». Также они поделились своим опытом участия в молодёжных форумных кампаниях, которые помогают преодолеть эмоциональное выгорание старост учебных групп.




Студент 2 курса бакалавриата Института энергетики, приборостроения и радиоэлектроники Тамбовского государственного технического университета Медведев Артём представил доклад «Староста-друг и психолог. Как помочь одногруппнику преодолеть стрессовые ситуации?».

Студентки 4 курса факультета психологии МГУ Кривченкова Елизавета и Поварова Екатерина рассказали о технике активного слушания и работе психологических служб, в которые всегда можно обратиться студентам.

Рыбакова Елизавета, студентка 4 курса факультета адаптивной физической культуры Московского государственного университета спорта и туризма в своём выступлении отметила часто встречающийся у студентов «синдром отличника», который также может быть стресс-фактором в студенческой жизни. Колыванова Элина, студентка 4 курса факультета психологии МГУ, выделила ещё один общий стресс-фактор – это неопределённость.

Шлякова Ангелина, студентка 2 курса магистратуры юридического факультета МГУ представила структуру старостата на юридическом факультете МГУ и памятку, которую выдают каждому старосте. Она отметила, что работа старосты – это не просто привилегия, но и большая ответственность, которую необходимо осознавать.




Интересным завершением круглого стола стала дискуссия об актуальных вопросах работы старост, структуре старостатов в университетах и выработке общей формулы поведения в стрессовых ситуациях.

Участники пришли к выводу, что эмпатия, навык активного слушания и умение обнаружить проблему у своего одногруппника является большим преимуществом для старост академических групп и курсов. Однако это не должно переходить в статус обязанностей старост, так как старосты не являются дипломированными специалистами. Отдельно студентами была высказана обеспокоенность психологическим состоянием самих старост.

В завершение участники предложили пересмотреть структуру старостата, включив в цепочку «факультет староста группа» кураторов групп со стороны студентов старших курсов.