Управление по работе с талантливой молодёжью

Исследование РСР: студенты-олимпиадники наиболее успешны в процессе обучения в МГУ

Исследование РСР: студенты-олимпиадники наиболее успешны в процессе обучения в МГУ

Дата /


В ноябре 2022 г. по инициативе президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего Центр стратегии развития образования МГУ провел Всероссийское исследование удовлетворенности студентов обучением и образовательными возможностями, предоставляемыми российскими вузами.

Целью исследования было получение актуальной информации об удовлетворенности студентов качеством образования, реализацией индивидуальных образовательных траекторий и организацией работы в вузе по сопровождению и поддержке различных категорий учащихся, в том числе талантливой молодежи.

В исследовании приняли участие свыше 124 тысяч студентов российских вузов, представляющих все федеральные округа, все укрупненные группы направлений подготовки и специальностей, все курсы обучения. Это одно из самых масштабных исследований студенческой молодежи в России. Участниками исследования стали 5079 студентов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Опрошенные студенты МГУ отметили, что стали принимать участие в олимпиадном движении преимущественно в средней школе (38,9% – в 5–7 классе и 27,8% – в 8–9 классе). При этом среди студентов МГУ практически нет тех, кто начал участвовать в олимпиадах только в 11 классе, что существенно отличается от общероссийских показателей (4,1% среди студентов МГУ и 7,8% среди всех студентов России).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в Московском университете ведется системная работа по поиску и выявлению талантливой молодежи. Дополнительным подтверждением данного вывода является информация о количестве олимпиад, в которых респонденты участвовали.

Более 60% студентов-олимпиадников сообщили, что участвовали в трех олимпиадах школьников за время обучения в старшей школе, каждый десятый принял участие в четырех олимпиадах школьников.

 

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о том, с какого класса респонденты принимают участие в олимпиадах (в % от числа ответивших)

Результаты исследования подтвердили, что успеваемость олимпиадников в среднем выше, чем у остальных студентов Московского университета. Около 75% олимпиадников учатся на «отлично» или же «отлично» и «хорошо», среди остальных студентов МГУ таких 60%. Студентов-отличников среди олимпиадников почти 29%, тогда как среди остальных студентов МГУ таких около 13%.


 


Рис. 2. Распределение ответов на вопрос об успеваемости поступивших по результатам олимпиад школьников и по всем остальным студентам МГУ (в % от числа ответивших)

 

Таким образом, результаты РСР выявили, что наиболее успешными в процессе обучения в МГУ, по сравнению с остальными студентами, являются студенты-олимпиадники. Они имеют более высокий уровень успеваемости, ориентированы не только на учебу, но и на активную научную деятельность, планируют для себя более долгие сроки обучения и получение максимально высокого уровня образования. Анализ мотивации олимпиадников показывает, что она в наибольшей степени соответствует целям и задачам высшей школы, которые ставят перед ней государство и рынок труда на современном этапе.