Формы работы с одаренными студентами в Московском университете

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная 3 апреля 2012 года, определяет стратегию выявления и развития молодых талантов.

rectorНаша страна достигла выдающихся успехов в деле выявления и систематического сопровождения талантливой молодежи школьного возраста: широким фронтом проводятся всероссийские олимпиады школьников по 22 предметам; под эгидой РСОШ вузы организуют олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (всего – 77 олимпиад в 2013/2014 учебном году).

В более серьезной координации нуждается работа по поиску талантов в студенческой среде. Это объясняется общей стратегической целью – предотвращением «утечки мозгов» из России и задачами тактического характера (эффективного управления, создания единой базы данных талантливых студентов, рейтингование интеллектуальных состязаний).

11 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин, вручая президентские премии в области науки и инноваций для молодых ученых за 2013 год, подчеркнул: «Мы и дальше будем растить новых лидеров науки, формировать условия для того, чтобы сильные научные коллективы, наиболее талантливые, прежде всего молодые ученые, получили лучшие возможности для работы, чтобы заниматься наукой в России было интересно и престижно. Я убеждён, мы можем доверить молодым достаточно сложные, очень сложные проекты и должны смелее выдвигать их на ключевые посты в науке».

Студенческие олимпиады и другие интеллектуальные формы работы с одаренными студентами активно проводились в нашей стране в 1970-1980-х гг., издавались учебные пособия для подготовки к ним, лучшие студенты достойно представляли страну на международных студенческих олимпиадах. В 1990-х гг. эта работа сосредоточилась в рамках отдельных вузов.

В настоящее время необходимо переосмыслить достигнутое и выйти на новый уровень понимания данной проблемы.

Московский университет активно использует различные формы работы с одаренными студентами, в том числе: универсиады, олимпиады и турниры; научные конференции и форумы; научные чтения, семинары и дебаты; конкурсы научных работ; летние и зимние научные школы,в том числе выездные, круглые столы.Набирают популярность и такие современные формы вовлечения студентов в научную деятельность, как он-лайн соревнования и фестивали, ролевые игры, чемпионаты, премутыи т.д.

Так, с 2012 года развернулось широкое универсиадное движение.Универсиада – это интеллектуальное состязание студентов высших учебных заведений Российской Федерации и зарубежных стран. Цели Универсиад –выявление и поддержка талантливых студентов и развитие их творческих способностей, стимулирование самостоятельных научных исследований студентов в стратегически важных инновационных областях знаний, содействие профессиональному росту одаренных студентов, отбор студентов для участия в международных олимпиадах и конкурсах, упрочение связей между московскими вузами и ведущими вузами России и зарубежных стран, восстановление научно­образовательного пространства в границах бывшего СНГ.

В 2013-2014 учебном году в МГУ имени М.В. Ломоносова были проведены пять Международных универсиад.

С 22 по 24 ноября 2013 г. проходила Третья международная биологическая универсиада, организаторами которой выступили биологический факультет и ЦНИР МГУ. В Универсиаде 2014 г. приняли участие 29 команд из 23 вузов Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана. При оценке докладов-презентаций во время очного тура Универсиады члены жюри особое внимание обращали на актуальность поставленной проблемы, оригинальность ее решения, перспективность использования полученных данных на практике.

В ноябре-декабре 2013 г. на механико-математическом факультете была проведена Вторая Международная универсиада по механике и стратегическим информационным технологиям. Задачи, предложенные участникам Универсиады, охватывали важнейшие научные направления: математическое моделирование, программирование, информационные технологии и др. Для победителей заочного этапа установлено несколько номинаций: «Чемпион математического моделирования», «Надежда газовой динамики», «Программист мирового уровня», «Лучший первокурсник», «Лучший второкурсник» и «Абсолютный чемпион».

С 18 ноября 2013 г. по 20 апреля 2014 г. проходили отборочный и заключительный этапы Второй Международной универсиады по фундаментальной медицине, участниками которой стали студенты 3‑6 курсов вузов медицинского профиля. Всем участники очного тура Универсиады получили памятные сертификаты. Десять финалистов были награждены Дипломами и медалями Универсиады.

4-10 февраля 2014 г. факультет педагогического образования провел III Международную командную педагогическую олимпиаду-универсиаду. Основная цель этого интеллектуального соревнования – сформировать у будущих и настоящих учителей навыки командной работы и взаимодействия в рамках педагогического сообщества. В этом году на конкурс было подано более 50 заявок со всей России и Ближнего Зарубежья.

18-20 апреля 2014 г. на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Третья международная студенческая универсиада по эконометрике: за титул чемпиона эконометрики боролась 21 команда молодых эконометристов – студентов 3 и 4 курсов России и зарубежья. Открывали Универсиаду первый заместитель председателя Центробанка, выпускница экономического факультета МГУ К.В. Юдаева и декан экономического факультета А.А. Аузан.

19–22 ноября 2013 г. в Московском университете прошла Всероссийская студенческая Олимпиада по политологии, входящая в Перечень студенческих олимпиад РФ, организаторами которой выступили факультет политологии МГУ и Ассоциация работодателей в области политических профессий. Мероприятие направлено на повышение интереса студентов к политическим наукам и выявление одаренной молодежи. В этом году в Олимпиаде приняло участие более 100 студентов-политологов из 30 российских вузов.

В МГУ проводится весьма большое количество олимпиад по математике и программированию, в качестве примера можно назвать 13-ю Колмогоровскую студенческую олимпиаду по теории вероятностей (19 апреля 2014 г.), V Олимпиаду по «экстремальным задачам» (21 апреля 2014 г.), Олимпиаду по геометрии и топологии (3 марта 2014 г.), олимпиаду по геометрии для студентов младших курсов (25 ноября 2013 г.),  Московскую студенческую командную олимпиаду по программированию и другие.

19 мая 2013 г. на механико-математическом факультете прошла III Математическая универсиада, в которой приняли участие 40 студентов из МГУ имени М.В. Ломоносова (факультеты механико-математический и ВМК), МФТИ, СПбГУ. Математическая универсиада – интеллектуальное соревнование для студентов 1-4 курсов математических факультетов российских вузов. Одна из целей универсиады – отбор на Международную студенческую олимпиаду (IMC), которая в 2013 г. проходила с 6 по 12 августа в Болгарии. По правилам проведения Международной студенческой олимпиады,  в ней не участвуют студенты старших курсов, а задания олимпиады и решения должны быть оформлены на английском языке. Организаторы отмечают, что подобные олимпиады помогают студентам определиться в выборе своей специализации, а также пробудить интерес к наиболее актуальным и сложным областям современной математики.

20 октября 2013 г. состоялся Московский региональный четвертьфинал Чемпионата мира по программированию среди студенческих команд. Он был проведен  в МГУ и МФТИ. Председателем оргкомитета четвертьфинальных соревнований Московского подрегиона является ректор МГУ, академик РАН, Садовничий Виктор Антонович.

26 ноября 2013 г. прошел финал Межвузовского чемпионата по программированию и робототехнике (в формате выставки).

В ноябре 2013 г. стартовал Международный чемпионат студентов по корпоративным финансам «Драйвер роста», дающий уникальную возможность студентам показать накопленные знания в области корпоративных финансов, решая реальные кейсы, обсудить идеи и предложения с профессионалами, отточить навыки публичных выступлений, и, наконец, получить шанс трудоустройства в крупной компании.

С 13 декабря 2013 г. по 16 марта 2014  г. на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла Первая всероссийская студенческая олимпиада по истории отечественного государства и права для первокурсников (http://vk.com/iogp_olymp). Целью Олимпиады являлось привлечение студентов к углубленному изучению истории отечественного государства и права. На вопросы, которые имели различный уровень сложности, принимались только аргументированные ответы, со ссылками на нормативно-правовой материал конкретной эпохи, использованную научную литературу и ситуации, известные участникам по произведениям искусства и литературы. Высшую оценку получил комплексный ответ с максимально возможным количеством ссылок.

23-25 января 2014 г. прошла Международная олимпиада по персидскому языку (Институт стран Азии и Африки), в которой участвовали 35 студентов из московских вузов (ИСАА МГУ, МГЛУ, РГГУ, МГИМО, РУДН), а также из университетов Астрахани, Уфы, Махачкалы, Казани, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Олимпиаду почтил своим присутствием Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран доктор Мехди Санаи, который уже не раз бывал в этом здании в свою бытность руководителем Культурного представительства в начале 2000-х годов и проводил здесь первую Олимпиаду по персидскому языку и литературе. «Олимпиада проводится уже десятый раз, – сказал господин Посол, – но так же, как и газели Хафиза не теряют своей прелести от бесчисленных повторений, так и эта Олимпиада каждый раз открывается новыми гранями». Директор ИСАА МГУ профессор Игорь Абылгазиев поблагодарил Посольство Ирана и его Культурное представительство за помощь в организации Олимпиады, сказав, что в ней не бывает проигравших, так как это праздник знаний и общения с единомышленниками. Всем участникам были вручены памятные дипломы. Лучшим в номинации «Устная речь»

28-31 января 2014 г. в НИИЯФ МГУ была юношеская космическая школа и отборочная сессия третьего российского чемпионата проекта «CanSat». В школе приняли участие более ста школьников и студентов младших курсов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Якутии, Чувашии, Архангельска, Плесецка, Самары, Калуги и республики Беларусь. Они слушали лекции по физике космоса и микромира, делали лабораторные работы, проходили мастер-классы. В эти же дни проходила отборочная сессия чемпионата «CanSat в России» по созданию и запуску микроспутников, на которой команды школьников и студентов защищали свои проекты. Прошедшие конкурс команды сделают микроспутники, и запустят их летом во время финала 3-го российского чемпионата в Дубне и в Талдомском районе Московской области.

23-27 апреля 2014 г. на химическом факультете состоялся Международный студенческий форум «ChemCamp 2014». Форум предоставил студентам и аспирантам возможность заявить себя в разных областях современной химии – химии как науки, производства, бизнеса и карьеры.

С 15 по 27 апреля 2013 г. проходила Международная молодёжная научная школа-универсиада «Микромир и макромир-2013», площадкой для проведения которой стал физический факультет и НИИЯФ МГУ. В работе школы-универсиады приняли участие студенты из Российской Федерации,  также из Беларуси и Таджикистана.  Впервые в научную школу была включена соревновательная часть – уни­версиада, которая предполагала проверку знаний участников по соответствующим областям физики, а также самостоятельное выполнение экспериментальных за­дач в нестандартной постановке. Другим элементом участия в работе школы-универсиады стало выполнение за­даний в лабораториях общего и специального практикума НИИЯФ МГУ.

В научных конференциях, которые организуются разными факультетами Университета и охватывают весь спектр фундаментальных наук, принимает участие огромное количество студентов. Наиболее масштабная – Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», которая проводится ежегодно в апреле. Важно, что талантливые студенты, участвуют в научных чтениях и в научных семинарах, которые проводятся на факультетах или на отдельных кафедрах, что способствует их ранней профессиональной ориентации и помогает выбрать научное направление и тему будущего исследования.

В марте – декабре 2014 г. проходит Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2014», посвященный 180-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.

С 7 по 11 апреля 2014 г. в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова прошла XXI Международная конференция студентов, аспирантов и  молодых ученых «Ломоносов». Работа конференции проходила по 32 секциям и более чем 330 подсекциям, отражающим основные направления современной фундаментальной и прикладной науки. Более подробная информация представлена на официальном сайте конференции http://lomonosov-msu.ru

1-3 апреля 2014 г.прошла Третья ежегодная межфакультетская научно-практическая студенческая конференция на английском языке «Актуальные проблемы политологии и философии на современном этапе». С докладами на конференции выступили 48 студентов 1, 2 и 3 курсов факультета политологии и 13 студентов 1 и 2 курсов философского факультета.

Круглые столы способствуют выработке навыков дискуссии, совместного обсуждения проблем. В качестве примера можно назвать студенческий круглый стол «Семья в структуре ценностей молодежи: проблемы и пути решения», который был проведен на факультете психологии 18 марта 2014 г.

Среди новых и очень перспективных форм работы с одаренными студентами можно отметить проведенный филологическим факультетом при технической поддержке факультета ВМиК в 2013 году Третий онлайн-фестивале дружбы «Я русский бы выучил только за то…» дляиностранныхстудентов, магистрантов, аспирантов, стажеров, изучающих русский язык как иностранный или неродной. Фестиваль, посвященный XXII Олимпийским зимним играм в Сочи, проходил в интерактивной аудитории «Тихонов-центр» и превратился в яркий праздник русского языка. Цель Фестиваля – популяризация русского языка как средства межнационального общения за пределами Российской Федерации, развитие творческих способностей учащихся и упрочение связей между Московским университетом и другими вузами России, СНГ и Дальнего Зарубежья. В этом году в Фестивале приняли участие иностранные учащиеся из более чем 30-ти вузов России, Украины, Казахстана и Монголии. В числе участников – представители 24 стран. Финал конкурса проходил в форме парада-презентации «Диалог культур» в режиме онлайн, с подключением 11 вузов из 10 городов (Владимир, Волгоград, Воронеж, Курск, два московских вуза – РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева и РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, Саранск, Томск, Улан-Батор, Уфа, Элиста). Выступления участников заключительного этапа Третьего онлайн-фестиваля дружбы в видеозаписи можно увидеть на нашем сайте (http://friendship2013.cs.msu.ru).

Весьма интересна и такая форма, как выездные зимние и летние школы, которые интенсивно работают на ряде факультетов. Так, в январе 2013 года на базе механико-математического факультета состоялась 10 дневная зимняя математическая школа по теории вероятности.

29 января – 9 февраля 2014 г. прошла зимняя математическая школа для студентов математического отделения СВФУ на базе МГУ.

Студенты старших курсов, аспиранты и молодые научные сотрудники до 25 лет принимают участие в конкурсе научных (курсовых) работ.  Например, ежегодно на физическом факультете проводится конкурс им. Р.В. Хохлова на лучшую студенческую научную работу.

С 10 марта по 30 мая 2014 г. проходит Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Защита интеллектуальной собственности в условиях глобализации: российский и зарубежный опыт», организованный ЦНИР МГУ и юридическим факультетом МГУ при поддержке Российского фонда прямых инвестиций.В конкурсе принимают участие студенты и аспиранты ведущих юридических вузов в форме совместной работы над проектом в группе не более 3-х человек. Конкурс пройдет в два этапа и завершится торжественной церемонией награждения команд-победителей в г. Москве. Подробности: http://kpfu.ru/science/vserossijskij-konkurs-nauchno-issledovatelskih-76487.html

С 8 по 11 апреля 2014 г. при участии ЦНИР МГУ прошла конференция «Телекоммуникационные образовательные технологии в образовательных программах вузов, школьных и дошкольных учреждений», посвященная повышению эффективности деятельности компаний и вузов на базе электронного обучения и управления персоналом, применению национальных и международных стандартов качества и новым возможностям электронного обучения на основе интернет сервисов, видеоконференцсвязи, облачных технологий и др. В рамках мероприятий конференции состоялись пленарное заседание, собравшее более двухсот участников, круглый стол «Мобильные информационные и образовательные технологии биоуправления и экологии мозга», круглый стол «Программы корпоративного обучения специалистов по вопросам экологического мониторинга и управления земельными ресурсами», выставка при участии аспирантов и молодых ученых МГУ имени М.В. Ломоносова, вузов, корпораций и поставщиков образовательных услуг «ТОП-2014», совместное заседание секций «Телекоммуникационные образовательные технологии в государственных учреждениях, банках и корпорациях», а также секция ЦНИР «Молодежь в науке, промышленности и бизнесе». В ходе секции ЦНИР «Молодежь в науке, промышленности и бизнесе» были представлены интересные и перспективные проекты, подготовленные выпускниками МГУ. Итоги мероприятия — на сайте конференции ТОП-2014.

II Международная универсиада по фундаментальной медицине. Универсиада проходила в три этапа: заочный тур и два очных. В первом заочном туре (15 ноября – 17 марта) приняли участие 33 человека: 1 студент из Бишкека (Киргизия), 1 студент из республики Беларусь, 8 студентов — из Москвы, и 23 – из других городов России (Абакан, Владикавказ, Екатеринбург, Тула, Казань, Пермь, Пенза, Ростов-на-дону, Челябинск, Санкт-Петербург). Первый заочный тур состоял из 14 творческих задач, охватывающих знания по физиологии, фармакологии, биохимии и клинические случаи, и был направлен на выявление участников, способных логически размышлять на основе данных, почерпнутых из литературы и интернета. Естественно, что наиболее успешными в выполнении этого тура оказались студенты с высоким уровнем познавательной активности: читающие научные статьи в российских и иностранных базах данных, а кроме того обладающие достаточной коммуникабельностью и смелостью, чтобы расспросить своих старших коллег. Таким образом, с целью заочного тура – стимуляция поисковой деятельности в рамках заданных вопросов и расширение кругозора знаний – была успешно выполнена 28 студентами разных курсов. Поэтому по результатам творческого испытания были отобраны и допущены ко второму очному туру 28 человек.

Второй очный тур (18-20 апреля) состоял из тестовых заданий, направленных на оценку эрудиции по всем медицинским дисциплинам; в нем приняли участие 26 человек: 6 студентов из МГУ (4-5 курса), 20 из других вузов России (от 3 курса до 6 курса).

По результатам тестового испытания 10 человек были допущены к завершающему устному туру, в котором профессорско-преподавательский состав определил призовой состав участников.

Участниками тестового испытания стали следующие студенты (4 человека из которых учатся на нашем факультете):

Место в рейтинге ФИО ВУЗ Город
1 (46 баллов) Богданова Олеся Юрьевна Тульский государственный университет Тула
2 (43 балла) Маковский Алексей Андреевич ФФМ МГУ имени М.В. Ломоносова Москва
3 (43 балла) Гуссаова Соня Сосланбекова Северо-Осетинская государственная медицинская академия Владикавказ
4 (42 балла) Акулкина Лариса Анатольевна ФФМ МГУ имени М.В. Ломоносова Москва
5 (42 балла) Лозинская Дарья Борисовна ФФМ МГУ имени М.В. Ломоносова Москва
6 (40 баллов) Радкевич Алина Андреевна Белорусский государственный медицинский университет Минск
7 (40 баллов) Гребенникова Татьяна Алексеевна Пензенский государственный университет-медицинский институт Пенза
8 (40 баллов) Беднягин Лев Александрович ФФМ МГУ имени М.В. Ломоносова Москва
9 (40 баллов) Годзоева Алина Олеговна Северо-Осетинская государственная медицинская академия Владикавказ
10 (39 баллов) Панова Александра Вячеславовна Тульский государственный университет Тула

По результатам третьего собеседовательного тура призовые места распределились так:

Дипломы 1 степени получили Акулкина Лариса Анатольевна (ФФМ МГУ), Богданова Олеся Юрьевна, Маковский Алексей Андреевич (ФФМ МГУ)

Дипломами 2 степени отмечены Беднягин Лев Александрович (ФФМ МГУ), Гребенникова Татьяна Алексеевна, Панова Александра Вячеславовна.

Дипломами 3 степени награждены Годзоева Алина Олеговна, Гуссаова Соня Сосланбековна, Лозинская Дарья Борисовна (ФФМ МГУ), Радкевич Алина Андреевна.

На географическом факультете МГУ 7 декабря 2013 г. прошла 2-ая Геоморфологическая Универсиада. Она продолжалась с 15-00 до 19-30 в аудитории 1807 факультета. Было проведено 5 туров (3 командных – «тройками» и 2 заключительных – индивидуальные), с выбыванием. Всего было задано участникам 5 туров 45 вопросов по геологии и геоморфологии.
За 3 недели до начала сообщение об Универсиаде было помещено на сайте географического факультета МГУ. Кроме того, были направлены на бланках факультета приглашения для участия студентов в Универсиаде на геологический факультет и факультет почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова и в ряд вузов экологического и природоведческого профиля: Московский педагогический государственный университет имени В.И.Ленина (географический факультет), Московский государственный областной университет имени Н.К.Крупской (географо-экологический факультет), Российский университет Дружбы народов (экологический факультет), Российский государственный геологоразведочный университет имени С.Орджоникидзе, Государственный университет по землеустройству, Международный эколого-политологический университет (институт экологии), Московский университет геодезии и картографии.

Участвовало 102 человека: географический факультет МГУ– 96 чел., геологический факультет МГУ – 3 чел., факультет почвоведения МГУ – 3 чел.

Победители:
1. Цуканов Александр Александрович (I место)
2. Грибова Дарья Андреевна (II место)
3. Сурков Николай Витальевич (III место)

Призеры:
1. Базилова Варвара Олеговна
2. Богданов Евгений Алексеевич
3. Воловинский Иннокентий Владимирович
4. Голубцов Георгий Борисович
5. Кошутин Роман Андреевич
6. Норков Владислав Сергеевич
7. Пастухова Анна Сергеевна
8. Питиримов Даниил Федорович
9. Пряжников Леон Умарович
10. Рослов Максим Станиславович
11. Стамбровская Анастасия Сергеевна
12. Фаронова Евгения Александровна
13. Фомина Галина Евгеньевна
14. Харламова Татьяна Олеговна
15. Шамало Иван Анатольевич
16. Шестёра Максим Дмитриевич
17. Шипугин Андрей Геннадьевич
18. Яровая Софья Константиновна
19. Дронов Анатолий Сергеевич
20. Караваев Андрей Олегович
21. Крылов Алексей Андреевич
22. Крюков Виталий Алексеевич
23. Мальцова Полина Игоревна
24. Созонтова Анна Александровна
25. Фомченко Михаил Александрович

Победителям были вручены книги по геоморфологии с автографами авторов.

Comments are closed.